"Буксир" на III Международном фестивале "Вятка- город детства"

25.09.2016

C 21 по 25 сентября 2016 года труппа Краснотурьинского театр кукол принимала участие в III Международном фестивале театров кукол "Вятка-город детства" .Фестиваль проходил в Кировском театре кукол имени А.Н. Афанасьева в рамках программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации, при поддержке Министерства культуры Кировской области и ОАО фабрика игрушек «Весна».

 Целых пять дней на сценической площадке театра кукол имени А.Н.Афанасьева шел показ спектаклей высокопрофессиональных театральных коллективов из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Наш Краснотурьинский театр на этом театральном форуме представляла веселая команда маленького буксира "Антей". Интрига фестиваля -Бродский для детей, спектакль в котором главный герой не принц или волшебник, а обычный корабль из порта на Неве, явно удалась!На оба наши спектакля были аншлаги, а  зрители стояли даже в проходах!  Узнать как оживает морской порт, как танцуют краны и о чем мечтает маленький трудяга "Антей" рискнули многие кировчане.  О спектакле говорили, спорили, размышляли - и это особенно приятно.

Современный, сложно решенный спектакль по стихотворению Нобелевского лауреата заставил спорить даже жюри фестиваля! Да,  их оценки были разные, но все без исключения признали, что "Баллада о маленьком буксире" Краснотурьинского театра кукол  производит приятное впечатление, актерская игра достойна всяческих похвал , умение  молодых актеров держать зал и театральную паузу восхитило даже мэтров. Председатель жюри Николай Петрович Наумов

 Декан факультета театра кукол Российского государственного института сценических искусств, профессор, Заслуженный работник культуры РФ особо отметил  режиссера  нашего спектакля Тиграна Владимировича Саакова и его интересный, смелый замысел. "Для меня спектакль состоялся!"- отметил Николай Петрович.  В дни фестиваля у нашей "Баллады о маленьком буксире" в Кирове появились даже свои поклонники, нам было очень  приятно  услышать  их отзывы , профессиональные оценки коллег- участников международного фестиваля. Вот один из них.

Андрей Антонов (г.Киров)
«Баллада о маленьком буксире», Краснотурьинский театр кукол, Свердловская область

Безусловно, многих кировских зрителей привлекло на спектакль стихотворение Иосифа Бродского, которое краснотурьинские актеры-кукольники пообещали представить в череде ярких и веселых образов. И они не обманули! Визуализированные образы поэта получились на загляденье как хороши! Зрители - не прогадали, но это надо было суметь одно стихотворение Бродского растянуть на 45 минут.

В этом режиссеру спектакля Тиграну Саакову помогло не только мастерство актеров, но современные способы подачи театрального материала: множественная видеопроекция, особые перчаточные куклы, использование элементов мультипликации и теневого театра огромных размеров с изощренным механизмом управлением.

Это — я.
Мое имя — Антей.
Впрочем,
я не античный герой.
Я — буксир.
Я работаю в этом порту.
Я работаю здесь.
Это мне по нутру.
Подо мною вода.
Надо мной небеса.
Между ними
буксирных дымков полоса.
Между ними
буксирных гудков голоса.
Собственно, сам спектакль состоит из ряда клоунских реприз, связанных ассоциативно иногда напрямую, иногда - нет, с поэтическим текстом Бродского. Репризы по большей части напоминают клоунские, но как выразился председатель фестивального жюри Николай Наумов, они «чаще только напоминают клоунаду, а на самом деле, четыре актера, составившие буксирную команду-семью, в клоунаду играют». Бесполезно описывать эти клоунадные выходы, они достаточно сложны и многоплановы, что еще раз убеждает – они не совсем то, чем кажется на первый взгляд. Для каждой репризы характерна законченность истории, своя драматургия, в спектакле же «Баллада о маленьком буксире» отдельные смешные или грустные (такие тоже есть!) эпизоды-репризы становятся единой историей только сообща, поэтому зрителям бывает непросто, следя за ходом стихотворения, складывать в одну картинку множественные художественные части спектакля. Но это ведь и хорошо – «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Герой стихотворения буксирчик «Антей» не знает устали, вот пусть и душа потрудится, иначе зачем она пришла в театр? Неужели только для того, чтобы оттопыриться и забыться?

Так тружусь я всегда,
так тружусь и живу,
забываю во сне,
чем я был наяву,
постоянно бегу,
постоянно спешу,
привожу, увожу,
привожу, увожу.
Так тружусь я всегда,
очень мало стою.
То туда, то сюда.
Иногда устаю.
Артисты на протяжении всего спектакля четко отбивают цезуру, стихотворный ритм, они умеют держать выверенную театральную паузу ровно столько сколько это необходимо. Сегодня в театре кукол эта способность неординарна. Она помогает зрителям четко ощутить грань между поэтическим текстом и сценическим действием, что крайне необходимо для понимания спектакля, как единого художественного целого. Краснотурьинцы держат зал. Он стихает и бурлит, как по сигналу.




О музыкальной составляющей спектакля тоже можно говорить долго. Он просто живет музыкой, он наполнен ее, как море соленой водой. В нем, кроме самой музыки стиха, звучит множество музыкальных тем от француза Френсиса Ле и романтичного американского блюза до простоватых мелодий африканского континента и разудалой песни «Яблочко». Композитор Антон Алексеевский умело все это соединил и добавил еще своих красок в мелодичную палитру спектакля. И это оправдано, ибо в морской порт заходят корабли со всего света.

Добрый день, иностранец,
мы приветствуем вас.
Вы проделали путь
из далекой страны.
Вам пора отдохнуть
у причальной стены.
Актеры в основном играют вживую. В «Балладе» много интересных художественных находок: Кок, толстоту которого подчеркивает красно-белый спасательный круг, Кочегар с черными лопатами-руками, Капитан с резным штурвалом на животе, Боцман, таскающий на плечах двух страшно ленивых кукол-матросов.

Но есть в спектакле совершенно особые, потрясающие сцены. С уверенностью можно сказать, хоть большой, хоть маленький зритель, их не забудет никогда. Она живым раскаленным добела железом впечатываются в мозг. Первая из них это появление на сцене в предрассветной мгле под звучащее стихотворение огромного океанского лайнера. Пятиэтажная белоснежная громадина со светящимися окошками медленно возникает на одном краю сцены и медленно-величественно исчезает на другом.

Артисты держат цезуру!

На рассвете в порту,
когда все еще спят,
я, объятый туманом
с головы и до пят,
отхожу от причала
и спешу в темноту,
потому что корабль
появился в порту.

Он явился сюда
из-за дальних морей,
там, где мне никогда
не бросать якорей…


Второй эпизод еще круче. Для него используется теневой театр. На большом экране танцуют… портовые краны, но они легкие, почти ажурные, их движения летящие, воздушные, земное притяжение на них не действует. Они парят, словно птицы, стригут волны своими тонкими железными членами. Работа артистов в теневом театре восхищает своим точным профессионализмом: «Майна! Вира! Вверх! Вниз!»

Но для третьей, почти финальной сцены, нужно найти совершенно особые, сокровенные слова. «Их нет у меня», но зато они есть у поэта:

Это я, дорогие,
да, по-прежнему я.
Перед вами другие
возникают края,
где во сне безмятежно
побережья молчат,
лишь на пальмах прибрежных
попугаи кричат.

И хотя я горюю,
что вот я не моряк,
и хотя я тоскую
о прекрасных морях,
и хоть горько прощаться
с кораблем дорогим,
но я должен остаться
там, где нужен другим.
Маленький буксир в ночной тишине что-то там тарахтит себе под нос, бормочет во сне, качаясь на кроткой к нему океанской волне. Это то, что внутри себя, в самом сердце, в безбрежной дали воображения, зрители призваны почувствовать и пережить. А на сцене в это время в звездной темноте, чуть согнувшись, появляется Капитан, он проходит чуть согнувшись, держа на одной ладони, прикрывая ее другой, словно лесной светлячок – маленький, спящий буксир. Ангел-хранитель большого порта спит! Не будите его! Он сам скоро проснется. У него много дел впереди! Ведь буксиры, как поэты – никогда долго не отдыхают. Поэтому-то финал спектакля так пронзительно светел и печален. Уходит душа маленького буксира из морского порта, из большого и прекрасного мира навсегда. Ее будут звать. Ее будут искать. Осиротевшая морская семья, четверо вдруг онемевших клоунов будут метаться по сцене, взывать к темному залу: «Дети, где Буксир? Куда он ушел? Без него – труба!» Но им никто не ответит. Слова кончаются, как и сам спектакль. Продолжение невозможно. Пенный след за кормой растаял. Занавес. Только стихи будут звучать и звучать в сердце, бесконечно, мучительно, незабываемо. В этом их смысл, чтобы не забывали о «маленьком буксире», о жизни и судьбе поэта, никогда.

Награждение дипломантов фестиваля

← Возврат к списку

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Я согласен (согласна)